среда, 6 апреля 2011 г.

Правдивость

ПРАВДИВОСТЬ («СИДКЪ»)
1 — Правдивость есть соответствие сказанного тайным помыслам человека и тому, о чем это было сказано им.

Аллах Всевышний сказал:

[О те, кто уверовал, бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми!] «Покаяние»,119.

Что же касается эпитета «сиддикъ» (правдивейший), то под этим подразумевается тот, кто всегда говорит одну только правду.


Аллах Всевышний сказал:

[(Он[1] сказал):«Йусуф, о правдивейший, растолкуй нам (сон) о семи тучных коровах…»«Йусуф», 46.

Качеством, противоположным правдивости, является лживость, а Аллах Всевышний сказал:

[Поистине, измышляют ложь те, кто не верует в знамения Аллаха, - они-то и есть лжецы]«Пчелы», 105.

Что же касается пророка, , то он сказал:

«Поистине,правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит к раю, и (если) человек (всегда) остается правдивым, то записывается он пред Аллахом как правдивейший. И, поистине, ложь
приводит к нечестию, а нечестие приводит к аду, и (если) человек (всегда) лжет, то записывается он пред Аллахом как отъявленный лжец»
Аль-Бухари и Муслим.

Правдивость является таким качеством, которое может проявляться в убеждениях, словах, делах и всех взаимоотношениях человека с другими людьми.

О проявлении правдивости в убеждениях свидетельствует их соответствие истине, что находит свое выражение в вере в существование Единого Бога, делающего то, что Он пожелает, и не имеющего ни равного Себе, ни сотоварища, равно как и в вере в Мухаммада, , и в то руководство, которое он принес с собой. Для этого необходимо, чтобы убеждения основывались на изучении и рассмотрении, что позволит обрести уверенность и в результате чего убежденность станет искренней.

Аллах Всевышний сказал:

[И поклоняйся Аллаху, будучи искренним в религии…]«Толпы», 2.

Правдивость в словах проявляется в их соответствии тайным помыслам и истине. Так, например, верующий может сказать: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха,
и что Мухаммад – посланник Аллаха
», - однако если то же самое скажет лицемер, то он не будет правдивым в своих словах, поскольку, несмотря на то, что слова его соответствуют истине, они расходятся с его тайными помыслами, а, значит, являются лживыми.

Аллах Всевышний сказал:

[О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха и говорите слова правильные]«Сонмы», 70.

Правдивость в делах проявляется в соответствии действий человека его убеждениям и реальному положению вещей, если внутренне он проявляет искренность по отношению к Аллаху, хочет снискать Его благоволение и остается свободным от примесей лицемерия и стремления к показному.
В одном из хадисов сообщается, что однажды посланник Аллаха, ,сказал:

«Больше всего я боюсь,что впадете вы в малое многобожие!» Люди спросили: «А что такое малое многобожие, о посланник Аллаха?», — и он сказал: «Совершение (благих) дел напоказ (людям)» Ахмад.

Правдивость во взаимоотношениях с людьми проявляется в свободе этих взаимоотношений от обмана, козней, плутовства и лжи. Правдивость такого рода способствует увеличению благодати (барака)имущества человека.

Сообщается, что посланник Аллаха, сказал:
«Покупатель и продавец свободны в своем выборе до тех пор, пока они не расстанутся друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли[2],то сделка их будет благословенной, если же они обманывали друг друга и скрывали, то благо их сделки будет уничтожено» Аль-Бухари и Муслим.


2 – У правдивости имеются определенные внутренние основания, которые и побуждают человека проявлять ее. К числу подобных оснований относится нижеследующее:

Любовь к истине, когда возникает внутреннее ощущение того, что именно истина является той высшей целью, к достижению которой человек должен стремиться, не жалея ради этого сил, поскольку истина есть не что иное как опора всей жизни. В результате человек начинает любить истину, и эта любовь охватывает собой его душу.

К числу этих качеств относятся также смелость и откровенность, поскольку смелого человека отличают собой правдивость и искренность, и он не знает, что такое угодничество и заискивание, не обманывает и не лжет.[3]

К числу этих внутренних оснований относятся также чувство собственного достоинства и внутреннее благородство. Гордость побуждает человека хранить свою честь от всего низкого и очищаться от всего того, что несовместимо с понятием чести и достоинства, чтобы душа его устремлялась к высокому и не утрачивала своих благородных качеств.

Истоком такого достоинства как правдивость является вера в Аллаха, который знает о том, что скрыто в сердцах, и ничто не остается скрытым от Него.

Если раб Аллаха боится своего Господа и не утрачивает уверенности в том, что Он наблюдает за ним, жизнь его становится правильной во всех отношениях. Это значит, что он достиг ступени искренности[4], а Аллах Всевышний сказал:
[Поистине, Аллах с тбогобоязненными и с теми, кто придерживается искренности]«Пчелы», 128.

Правдивость укореняется в душе, когда человек помнит о мире вечном и о том воздаянии, которое его там ожидает, стремясь к награде Аллаха и не забывая, что правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит к раю.
Благодаря правдивости поведение человека становится правильным, он не отступает от искренности ни внутренне, ни внешне и возвращает доверенное ему, поскольку привычка исполнять обещания относится к проявлениям правдивости в делах и словах. Если люди отличаются правдивостью, они открыто произносят слово истины, искренне исполняют свои обязанности, не боятся порицаний порицающего и не страшатся притеснений несправедливого.

3 – Правдивость оказывает благотворное влияние на личную и общественную жизнь, а также на жизнь человека в мире вечном.

Правдивость оказывает свое влияние на личную жизнь мусульманина в том отношении, что помогает развитию его личности,поскольку он начинает дорожить собой, чувствовать свою ответственность и побуждать себя к обретению достойных человеческих качеств, способствующих обретению им стойкости в истине и уверенности в своих силах, удерживающих его от всего пустого, удаляющих его от всего дурного и защищающих его от промахов, к которым приводит людей ложь, отклонений, вызываемых ею, и тех бедствий, что она навлекает на них.
Влияние правдивости в сфере общественной жизни проявляется в том, что это качество способствует распространению любви между людьми. В результате этого члены общества продолжают доверять друг другу, укрепляется желанное взаимодействие между людьми, создаются необходимые условия для распространения и развития достойных качеств, а тем, кто ими обладает, другие отдают должное. Кроме того, в результате этого члены общества начинают испытывать почтение и уважение к истине, что ограничивает возможности подражания отклоняющимся и потворствования лицемерам.

Всем своим поведением правдивые дают другим наглядный пример, что способствует распространению истины и показывает, как следует ее держаться, и этот хороший образец в наибольшей мере способствует улучшению общества и исправлению поведения всех его членов.

Что же касается лживости во всех ее проявлениях, имеющих отношение к вере, словам и делам, то она является губительной болезнью, которая ведет к распаду общества, нарушению его внутренних связей и забвению его ценностей, в результате чего утрачивается доверие людей друг к другу, права их не соблюдаются, а среди членов общества получает распространение враждебность и взаимная ненависть.
И, наконец, правдивость оказывает свое влияние и на то, что ожидает человека в мире ином, в том смысле, что она вырабатывает в душе мусульманина чувство ответственности и побуждает его неуклонно следовать истине, проявляя покорность Аллаху и стремясь приблизиться к Нему. В результате правдивый становится достойным внимания и поддержки Аллаха и оказывается заслуживающим того, чтобы Он привел его к успеху и блаженству в мире вечном. Аллах Всевышний повелел верующим быть вместе с правдивыми, указав, что Он облагодетельствовал пророков, правдивейших, павших за веру и праведников.

Аллах Всевышний сказал:

[А повинующиеся Аллаху и посланнику окажутся (в раю) с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших, павших за веру и праведников – прекрасные это товарищи!]«Женщины», 69.

4 – Человек может стать правдивым с помощью восприятия свойств и отличительных качеств правдивости, укрепления основ веры в своей душе и полного отказа от лицемерия, так как лживость и вера несовместимы.

Аллах Всевышний сказал:

[…но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков, кто, несмотря на свою любовь к имуществу, раздавал его родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим и тратил его на рабов[5], совершал молитвы и давал закят; (благочестивы) верные данному обещанию и проявляющие терпение в беде, в нужде и в опасности. Это – те, которые правдивы, те, которые богобоязненны «Корова», 177.

Человек, стремящийся придерживаться правдивости в различных жизненных обстоятельствах, справляется с возникающими перед ним трудностями, а душа его привыкает быть правдивой и это становится ее обычаем.Обычай выбирать себе друзей из числа отличающихся надежностью
правдивых защищает человека от столь пагубного качества как лживость, так как пророк, сказал:

«Человек исповедует ту же религию, что и его друг, так пусть же каждый из вас посмотрит, с кем он водит дружбу» Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Абу Бакр ас-Сиддикъ, да будет доволен им Аллах, дружил с пророком, , еще до начала исполнения им его пророческой миссии, одним из первых уверовал в него, не разлучался с ним во время его пребывания в Мекке[6], поверил его сообщению о ночном путешествии и вознесении, тогда как другие посчитали рассказ об этом ложью, сопровождал его во время переселения, находился с ним в пещере[7] и вместе с ним принимал участие во всех походах и сражениях, что продолжалось до самой смерти
посланника Аллаха, , а самой большой наградой для Абу Бакра, да будет доволен
им Аллах, стало то, что пророк назвал его «правдивейшим»(сиддикъ).

----------------------
[1] Имеется в виду один из тех, кто находился в темнице вместе с пророком Йусуфом.
[2] То есть: если продавец не пытался утаить скрытые недостатки своего товара, а покупатель не прибегал к тем или иным уловкам при оплате и т.д.
[3] Объясняется это знанием человека о том, что все это присуще толькоьлицемерам. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Полным лицемером является тот, кому присущи четыре (качества), что же касается того, в ком есть хоть одно из них, то останется в нем одно из качеств лицемерия до тех пор, пока он не избавится от него. (Этими качествами отличается тот, кто) предает, когда ему доверяются, лжет, когда рассказывает о чем-либо, поступает вероломно, когда заключает договор, и преступает границы, когда враждует с кем-либо» Аль-Бухари и Муслим.

[4] «Ихсан» – искренность,чистосердечие. Это слово переводится также как «совершение благого». В шариате под искренностью понимается прежде всего чистосердечие человека, противопоставляемое такому качеству как лицемерие.
[5] То есть: на освобождение рабов.
[6] Имеется в виду тринадцатилетний период жизни пророка, , когда он обращался с призывом к единобожию в Мекке,подвергаясь гонениям со стороны курайшитов.
[7] Речь идет о пещере на горе Саур, где они прятались от преследовавших их курайшитов во время переселения из Мекки в Медину.


из книги " Духовное воститание "
перевод АбдуЛЛах Нирща

Комментариев нет:

Отправить комментарий