среда, 20 апреля 2011 г.

Очищение души: искренность

ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ: ИСКРЕННОСТЬ




Из работ Ибн Раджаба Аль-Ханбали, Ибн Аль-Кайима Аль-Джаузийа и Абу Хамида Аль-Газали

Искренность - освобождение намерений от всех примесей, чтобы достичь приближения к Аллаху. Необходимо обеспечить, чтобы намерения, стоящие за всеми актами поклонения и повиновения Аллаху, были направлены исключительно на достижение Его довольства. Это - беспрестанное созерцание Творца, такое, что человек забывает сотворенное.
Искренность - условие принятия Аллахом благих дел, совершенных в соответствии с Сунной Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аллах предписал это в Коране:
И было им повелено только поклоняться Аллаху, очищая перед Ним религию…
98:5
Абу Умама сообщил, что однажды к Пророку пришел человек и сказал: "Что в отношении человека, который присоединился к нам в борьбе, и его намерение было ради славы и добычи?" Пророк сказал: "Он не получит ничего". Человек повторил вопрос три раза и каждый раз Пророк отвечал: "Он не получит ничего". Затем он сказал: "Аллах принимает лишь те дела, которые вознамеривались только ради достижения Его довольства"[1].
Абу Саид Аль-Худри сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хутбе, во время прощального паломничества: "Аллах благословит каждого, кто слышит эти слова и кто поймет их. Поскольку может быть те, кому передадут это знание, поймут его лучше (чем те, кто слышит). Есть три вещи, к которым сердце верующего не испытывает неприязни: искренность пред Аллахом, дача совета имамам мусульман и приверженность общине"[2].
Здесь имеется в виду, что эти три вещи укрепляют сердце, и тот, кто утверждается в них, - будет иметь сердце, очищенное от всякого обмана, порчи и зла.
Раб может освободиться от шайтана только посредством искреннего предания себя Аллаху, поскольку Аллах сообщил нам в Коране, что Иблис сказал Ему:
… я соблазню их (людей) всех, кроме рабов Твоих среди них чистых (аль-мухлясин - искренних)!
38:82,83
Было передано, что один праведный человек говорил: "О душа моя! Будь искренней и ты очистишься". Когда какое-либо благо этого мира, в котором душа находит наслаждение и к которому склоняется сердце, вторгается в наше поклонение, тогда это вредит чистоте наших усилий и разрушает искренность. Человек озабочен своим благосостоянием и охвачен своими желаниями и прихотями; его действия или дела поклонения редко бывают свободны от суетных целей и желаний. По этой причине было сказано, что тот, кто обеспечит хоть один момент чистой искренности пред Аллахом в своей жизни, - спасется, поскольку такая искренность - редка и драгоценна, и очищение сердца от примесей - обязательное требование.
Действительно, искренность - есть очищение сердца от всех примесей, немногих или многих, так, чтобы намерение приблизиться к Аллаху было свободно от всех других мотивов, кроме достижения Его довольства. Искренность достигается только влюбленным в Аллаха, который настолько поглощен созерцанием грядущего мира, что в его сердце не остается места для любви к миру этому. Такой человек должен быть всецело предан и чист во всех своих делах, даже в еде, питье и ответе на призыв природы. За редкими исключениями, всякий, кто не подобен этому, найдет дверь искренности закрытой.
Повседневные дела человека, будь-то мужчины или женщины, который охвачен любовью к Аллаху и грядущей жизни, несут черты этой любви и, поистине, все они - чистая искренность. Таким же образом, всякий, чья душа охвачена любовью и поглощена заботами этого мира, положением и властью, будет так поглощен этими вещами, что ни один акт поклонения, будь-то молитва или пост, не будет принят, за исключением очень редких случаев.
Исцеление от любви к этому миру состоит в подавлении привязанностей к этому миру в душе, умерщвление жадности души к этому миру и очищение ее в приготовлении к грядущему миру. Тогда чистота станет состоянием сердца, а искренней преданности будет легче достичь. Есть очень много дел, в которых человеку кажется, что они направлены на достижение довольства Аллаха, но он - заблуждается, поскольку не в состоянии видеть искажения в них.
Было передано, что человек привык молиться в мечети в первом ряду. В один день он опоздал на молитву и потому молился во втором ряду. Ощущая затруднение от того, что люди видят его во втором ряду, он осознал, что удовольствие и наслаждение сердца, которых он достигал от молитвы в первом ряду, происходили от созерцания им людей, видящих его там и восхищающихся им. Искренность - тонкое и неосязаемое состояние, и редко кто сохранен от утраты его. Кроме тех, кого наставил Аллах, немногие осознают подобные тонкие материи. Те, кто не понимают этого, видят только свои благие дела, которые обратятся в дурные в День Воскрешения. О них упомянуто в словах Аллаха:
И предстало пред ними от Аллаха то, на что они не рассчитывали.
39:47
И также:
Скажи: "He сообщить ли мне вам про потерпевших наибольший убыток в делах, - тех, усердие которых заблудилось в жизни ближней, и они думают, что они хорошо делают?"
18:103,104
Йакуб сказал: "Искренний человек - тот, кто скрывает благие дела так, как (другие) скрывают дурные дела".Ас-Суси сказал: "Настоящая искренность - есть утрата способности ощущать свою искренность. Потому что тот, кто находит искренность в своей искренности - человек, чья искренность нуждается в искренности". Созерцать свою искренность - значит восхищаться ею, и восхищение собой - бедствие; а то, что является чистым - то, что свободно ото всех бедствий. Это означает, что дела человека должны быть очищены от всякого самолюбования, восхищения своими делами.
Аййуб сказал: "Для людей действия очищение своих намерений намного труднее, чем совершить любое из их действий".Некоторые люди говорили: "Быть искренним в течение краткого времени - означает спастись навсегда, но искренность - редка".Сухайля спросили: "Что самое трудное для души?" Он сказал: "Искренность, когда душа, будучи одарена ею, не имеет счастья".Аль-Фудайль сказал: "Оставление действия ради других людей - есть поиск их восхищения. Действовать ради их восхищения - приобщить кого-то к Аллаху. Искренность - это когда Аллах освободит вас от обоих этих состояний".


====================================================

[1] Сахих, Ан-Наса'и, Китаб аль-джихад, 6/25; Аль-хафиз Ибн Хаджар, Фатх Аль-Кадир, 6/28
[2] Сахих, Ибн Маджа; также Ибн Хиббан, Марварид аз-заман, с. 47, со слов Зайда ибн Сабит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий