Рассказывают, что к Хасану пришел бедуин и спросил его, что такое терпение. Хасан сказал:
«Терпение бывает двух видов: первое относится к разным бедствиям, а второе—к тому, что запретил нам Всевышний Господь»,— и рассказал бедуину о природе терпения.
Бедуин сказал: «Я не встречал большего праведника, чем ты, и не слышал о более терпеливом, чем ты»
Хасан ответил: «О, бедуин, моя праведность в целом основана на желании, а мое терпение—на скорби".
Бедуин смутился: «Поясни мне свои слова, ибо ты привел мои убеждения в смущение.»
На что Хасан ответил: «Терпение мое, в несчастьях или в покорности, свидетельствует о страхе перед адом, и это—та же скорбь, а праведность моя в этом мире есть стремление к тому миру, и это—желание лучшей участи»
Потом сказал: «Терпение того человека имеет силу, кто принимает свою участь, тогда терпение его—для Истины, а не для защиты плоти от ада, и праведность—для Истины, а не для того, чтобы попасть в рай, и это знак чистосердечия.»
Некоторые из его высказываний:
«Терпение бывает двух видов: первое относится к разным бедствиям, а второе—к тому, что запретил нам Всевышний Господь»,— и рассказал бедуину о природе терпения.
Бедуин сказал: «Я не встречал большего праведника, чем ты, и не слышал о более терпеливом, чем ты»
Хасан ответил: «О, бедуин, моя праведность в целом основана на желании, а мое терпение—на скорби".
Бедуин смутился: «Поясни мне свои слова, ибо ты привел мои убеждения в смущение.»
На что Хасан ответил: «Терпение мое, в несчастьях или в покорности, свидетельствует о страхе перед адом, и это—та же скорбь, а праведность моя в этом мире есть стремление к тому миру, и это—желание лучшей участи»
Потом сказал: «Терпение того человека имеет силу, кто принимает свою участь, тогда терпение его—для Истины, а не для защиты плоти от ада, и праведность—для Истины, а не для того, чтобы попасть в рай, и это знак чистосердечия.»
Некоторые из его высказываний:
- «Знания человеку подобают благотворные, деяния — совершенные, и в этом надобно чистосердечие, а покорность подобает полная, и в этом надобно терпение. Когда первое, второе и третье обретено, не знаю, что после того могут с ним сделать».
- «Овца осведомленнее человека, ибо зов пастуха отвлекает ее от пастбы, а человека глас Божий (т.е. слова Корана) не удерживает от желаний».
- «Общение с дурными делает поступки людей подозрительными в глазах хороших.»
- «Если кто-то позовет меня пить спиртное, я отнесусь к нему лучше, чем к тому, кто зовет стремиться к мирскому».
- «Познание (маарифат) наступает тогда, когда ты не находишь в себе ни крупицы вражды (хусумат)».
- «Рай вечный—не за ничтожные дела земные, а за добрые намерения (ниййат)»
- «Жители рая, когда впервые узрят рай, семьдесят тысяч лет пребывают в беспамятстве, дабы Господь Всевышний им явился. Если Величие Его узрят, опьяняются видом, наводящим ужас; если Красоту узрят, погружаются в единение».
- «Помыслы суть зеркало, в котором ясно отражаются твои добрые и дурные дела».
- «Для всякого, у кого слова проистекают не от мудрости, они—сущее бедствие, и молчание всякое, что не от раздумья, покоится на вожделении и небрежении, и любой взгляд, брошенный не из стремления поучиться, это все забава и прегрешение».
- «Люди сердца всегда предпочитают молчание. Сначала говорят их сердца, и лишь потом—языки».
- «В осмотрительности есть три степени (макам). Первая —когда раб Аллаха ни слова не говорит, иначе как по справедливости. Вторая —когда оберегает он члены свои от всего, на что гневается Господь. Третья — когда устремляется к тому, чему благоволит Господь».
- «Мудрейшее из всех деяний —раздумье и осмотрительность».
- «Если бы я знал, что во мне нет лицемерия, из всего, что есть на земле, я имел бы самое драгоценное».
- «Противоречие между явным и тайным, сердцем и языком проистекает из лицемерия".
- «Ни одного правоверного нет среди ушедших и не будет среди тех, кто придет, кроме трепещущих от страха, как бы не стать лицемерами».
- «Каждый, кто говорит: я правоверный, на самом деле неправоверный: “Не очищайте же самих себя: Он лучше знает тех, кто богобоязнен!”.
- «Несчастен сын Адама, довольный жилищем, где за дозволенное — спрос, а за недозволенное — мучения».
- «Душа сына Адама не расстанется с этим миром иначе, как обремененная тремя печалями: первая—он не насытился тем, что скопил; вторая—он не обрел того, на что надеялся; третья—он не запасся необходимым для того пути, что открывается перед ним».
- Кто-то сказал: «Такой-то отдает душу». Он ответил: «Не говори так. Он уже семьдесят лет отдает душу, если и сейчас не отдаст, так до чего же он дойдет?»
- «Нагруженные легко—спаслись, нагруженные тяжело — погибли»
- «Научил великий и Всеславный Господь неких людей, что этот мир был дан им взаймы. Они долг отдали и налегке ушли»
- «По мне—смышленый и знающий разрушает этот мир, чтобы на его развалинах возводить тот мир, а не разрушает тот мир и на развалинах его возводит этот»
- «Каждый, кто узнал Господа, любит его, и каждый, кто узнал этот мир, почитает его врагом»
- «Никакое вьючное животное не годится для жесткой узды в такой степени, как твоя [плотская] душа в этом мире»
- «Если хочешь увидеть, каким будет этот мир после твоей смерти, посмотри, каким он стал после смерти других"
- «Клянусь Аллахом, что не почитали кумиров иначе, чем из любви к мирскому»
- «Люди, что были прежде вас, знали цену тому Посланию, что пришло к ним от Господа. По ночам они обдумывали его, а днем поступали сообразно. А вы учились, но не поступали соответственно, огласовки и буквы исправили, и тем сотворили себе разрешение на вход в бренный мир»
- «Клянусь Богом, что ни один человек, возлюбивший серебро и золото, не избегнет позора и унижения от Господа».
- «Всякий глупец, завидев скопище идущих мимо, не устоит на месте»
- «Всякий, кто приносит тебе слова людей, а твои слова уносит к другим, не заслуживает беседы».
- И спросили: «Что есть покорность?» Он ответил: «Страх, что поместился в сердце, и сердце служит ему неотлучно».
- И сказал: «Каждый намаз, на котором отсутствует сердце, приближает к мучениям»
- Вся жизнь Хасана аль Басри была посвящена Аллаху и направлена на воспитание людей. Он часто говорил в своих проповедях:
«Спешите, спешите, ведь, поистине, когда дыхание прервется, прекратятся и ваши дела, с помощью которых вы приближаетесь к Аллаху. Да помилует Аллах такого человека, который смотрит на самого себя и плачет из-за большого количества своих грехов!» – после чего он зачитывал аят: «Поистине, Мы установим для них количество» (Св. Коран, 19: 84) – и говорил: «Здесь под количеством подразумеваются вздохи, по завершению которых, из тебя выйдет твоя душа, ты расстанешься со своей семьёй и будешь погребен в могилу» - “Мы смеемся, но не знаем, а вдруг Аллах ничего не принял из наших дел”.
- “я видел 70 сподвижников битвы Бадр, если бы вы их знали, то считали бы сумасшедшими. А если бы они знали вас, то считали бы, что вы никакого отношения к Исламу не имеете.”
Комментариев нет:
Отправить комментарий