Вопрос 34854: Присуще ли Аллаху такое свойство, как забывчивость?
Ответ:
Хвала Аллаху! Забывчивость имеет 2 значения:
1.Забывание какой-либо известной вещи, на примере слов Всевышнего:
«Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись...» (сура Корова,286)
или же
«Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он забыл, и Мы не нашли у него твердой воли» (сура Та-Ха, 20:115)
Или же на примере слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Я тоже человек и забываю подобно вам, и если забуду, то напомните мне» или же, как сказано в другом хадисе, «кто проспит молитву или забудет о ней, пусть совершит её, когда вспомнит». Этот смысл "забывчивости" отрицается от Всевышнего Аллаха двумя видами далиля (довода) - сам'и (текстами Корана и Сунны) и 'акли (разумом).
1.Слова Аллаха Всевышнего из уст Мусы (мир ему):
«Муса ответил: «Знание об этом - у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не предает забвению» (Та-Ха, 20:52)
2.Забывчивость — это недостаток. Аллах Всевышний далек от недостатков и наделен совершенством, как сказано в Коране:
«…а описание Аллаха - самое возвышенное, ведь Он - Могущественный, Мудрый». (Пчелы,16:60)
Соответственно, не разрешается приписывать Аллаху этот вид забывчивости ни в коем случае.
Второе значение забывчивости: отказ от знаний и преднамеренность. Например:
«Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи…» (Скот, 6: 44)
или же
«Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он забыл, и Мы не нашли у него твердой воли» (Та-Ха, 20:115)
согласно второму толкованию этого аята.
И как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) о разводчиках коней:
«(Другим) человеком является тот, кто содержит (лошадей), обходясь (тем, что он имеет), воздерживаясь (от обращений с просьбами к другим) и не забывая о правах Аллаха (в связи с этим)*. Для такого они послужат защитой. ».
*Это значит, что такой человек не забывает выплачивать закят со своих доходов, полученных им благодаря продаже или использованию лошадей, которых он содержит, и не заставляет их делать непосильную работу.
В этом смысле забывчивость присуща Аллаху (Всемогущ Он и велик). Так Всевышний говорит в Коране:
«Вкусите за то, что вы предали забвению встречу с этим днем вашим. Воистину, Мы предали забвению вас самих …» (Поклон,32:14)
Также Он говорит о мунафиках (лицемерах):
«Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами!» (Покаяние, 9:67)
В «Сахихе» Муслима,в книге «Воздержание и Кротость» («Зухд уа Рагаиг»), приводится хадис от абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), где говорится, что однажды спросили у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О Пророк, увидим ли мы Господа нашего в День Воскресения?», и он ответил: «Всевышний Аллах, встретив раба своего, спрашивает у него: «Думал ли ты, что встретишься со Мной?» На что тот ответит: «Нет». Тогда Аллах скажет ему: «И я забуду тебя, подобно тому, как ты забыл Меня».
И оставление Аллахом раба своего (то есть когда Господь отворачивается от него) является одним из практических атрибутов, происходящих по Воле Всевышнего, подчинённых Его Мудрости. Так Всевышний говорит в суре «Корова» 17 аяте:
«…Аллах лишил их света и оставил их в темноте, где они ничего не видят»
или же:
«В тот день Мы позволим им (племена Яджудж и Маджудж) хлынуть друг на друга» (Пещера, 18:99)
А также :
«Мы оставили от него (селения народа Лута) ясное знамение для людей разумеющих» (Паук, 29:35)
И тексты, подтверждающие практические атрибуты Аллаха, зависящие от Его Воли, многочисленны и широко известны. Они являются доказательствами Совершенства,Могущества и Власти Аллаха. И выполнение этих действий Всевышним не подобно их осуществлению творениями. Иначе же это явится приданием Аллаху сотоварищей в прямом смысле слова, как об этом известно приверженцaм Сунны.
«Фетвы Шейха Ибн Усаймина»(1/172-174)
Ответ:
Хвала Аллаху! Забывчивость имеет 2 значения:
1.Забывание какой-либо известной вещи, на примере слов Всевышнего:
رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا
«Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись...» (сура Корова,286)
или же
وَلَقَدْ عَهِدْنَا إِلَى آدَمَ مِن قَبْلُ فَنَسِيَ وَلَمْ نَجِدْ لَهُ عَزْماً
«Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он забыл, и Мы не нашли у него твердой воли» (сура Та-Ха, 20:115)
Или же на примере слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Я тоже человек и забываю подобно вам, и если забуду, то напомните мне» или же, как сказано в другом хадисе, «кто проспит молитву или забудет о ней, пусть совершит её, когда вспомнит». Этот смысл "забывчивости" отрицается от Всевышнего Аллаха двумя видами далиля (довода) - сам'и (текстами Корана и Сунны) и 'акли (разумом).
1.Слова Аллаха Всевышнего из уст Мусы (мир ему):
قَالَ عِلْمُهَا عِندَ رَبِّي فِي كِتَابٍ لَّا يَضِلُّ رَبِّي وَلَا يَنسَى
«Муса ответил: «Знание об этом - у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не предает забвению» (Та-Ха, 20:52)
2.Забывчивость — это недостаток. Аллах Всевышний далек от недостатков и наделен совершенством, как сказано в Коране:
وَلِلّهِ الْمَثَلُ الأَعْلَىَ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«…а описание Аллаха - самое возвышенное, ведь Он - Могущественный, Мудрый». (Пчелы,16:60)
Соответственно, не разрешается приписывать Аллаху этот вид забывчивости ни в коем случае.
Второе значение забывчивости: отказ от знаний и преднамеренность. Например:
فَلَمَّا نَسُواْ مَا ذُكِّرُواْ بِهِ فَتَحْنَا عَلَيْهِمْ أَبْوَابَ كُلِّ شَيْءٍ
«Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи…» (Скот, 6: 44)
или же
وَلَقَدْ عَهِدْنَا إِلَى آدَمَ مِن قَبْلُ فَنَسِيَ وَلَمْ نَجِدْ لَهُ عَزْماً
«Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он забыл, и Мы не нашли у него твердой воли» (Та-Ха, 20:115)
согласно второму толкованию этого аята.
И как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) о разводчиках коней:
ورجل ربطها تغنياً وتعففاً ، ولم ينس حق الله في رقابها وظهورها فهي له كذلك ستر
«(Другим) человеком является тот, кто содержит (лошадей), обходясь (тем, что он имеет), воздерживаясь (от обращений с просьбами к другим) и не забывая о правах Аллаха (в связи с этим)*. Для такого они послужат защитой. ».
*Это значит, что такой человек не забывает выплачивать закят со своих доходов, полученных им благодаря продаже или использованию лошадей, которых он содержит, и не заставляет их делать непосильную работу.
В этом смысле забывчивость присуща Аллаху (Всемогущ Он и велик). Так Всевышний говорит в Коране:
فَذُوقُوا بِمَا نَسِيتُمْ لِقَاء يَوْمِكُمْ هَذَا إِنَّا نَسِينَاكُمْ
«Вкусите за то, что вы предали забвению встречу с этим днем вашим. Воистину, Мы предали забвению вас самих …» (Поклон,32:14)
Также Он говорит о мунафиках (лицемерах):
نَسُواْ اللّهَ فَنَسِيَهُمْ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами!» (Покаяние, 9:67)
В «Сахихе» Муслима,в книге «Воздержание и Кротость» («Зухд уа Рагаиг»), приводится хадис от абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), где говорится, что однажды спросили у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О Пророк, увидим ли мы Господа нашего в День Воскресения?», и он ответил: «Всевышний Аллах, встретив раба своего, спрашивает у него: «Думал ли ты, что встретишься со Мной?» На что тот ответит: «Нет». Тогда Аллах скажет ему: «И я забуду тебя, подобно тому, как ты забыл Меня».
И оставление Аллахом раба своего (то есть когда Господь отворачивается от него) является одним из практических атрибутов, происходящих по Воле Всевышнего, подчинённых Его Мудрости. Так Всевышний говорит в суре «Корова» 17 аяте:
ذَهَبَ اللّهُ بِنُورِهِمْ وَتَرَكَهُمْ فِي ظُلُمَاتٍ لاَّ يُبْصِرُونَ
«…Аллах лишил их света и оставил их в темноте, где они ничего не видят»
или же:
وَتَرَكْنَا بَعْضَهُمْ يَوْمَئِذٍ يَمُوجُ فِي بَعْضٍ
«В тот день Мы позволим им (племена Яджудж и Маджудж) хлынуть друг на друга» (Пещера, 18:99)
А также :
وَلَقَد تَّرَكْنَا مِنْهَا آيَةً بَيِّنَةً لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
«Мы оставили от него (селения народа Лута) ясное знамение для людей разумеющих» (Паук, 29:35)
И тексты, подтверждающие практические атрибуты Аллаха, зависящие от Его Воли, многочисленны и широко известны. Они являются доказательствами Совершенства,Могущества и Власти Аллаха. И выполнение этих действий Всевышним не подобно их осуществлению творениями. Иначе же это явится приданием Аллаху сотоварищей в прямом смысле слова, как об этом известно приверженцaм Сунны.
«Фетвы Шейха Ибн Усаймина»(1/172-174)
Комментариев нет:
Отправить комментарий