Шейх Ибну Куддáма аль-Макдиси сказал:
21- Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!), Посланник Аллаха, последний из пророков и господин посланников. Вера раба Аллаха не будет истинной, пока он не уверует в то, что он Посланник, и не засвидетельствует, что он истинный Пророк. В Судный день не свершится суд над людьми без его заступничества. И никакая община не попадет в рай раньше его общины. В тот день он будет обладателем знамени благодарности Аллаху, обладателем благословенного места и водоема, к которому будут приходить правоверные. Он имам всех пророков, их проповедник и их заступник.
Его община — лучшая из всех общин, а его сподвижники — самые праведные среди сподвижников всех пророков (Да будет мир им!). Самым достойным в общине Мухаммада является Абу Бакр Ас-Сыддик, за ним ’Умар Аль-Фáрýк, за ним ’Усмáн Зун-Нурайн, за ним ’Али Аль-Муртазá (Да будет Аллах доволен ими всеми!). Об этом свидетельствует сообщение, переданное со слов Абдуллаха бин ’Умара (Да будет Аллах ими доволен!), он сказал: «При жизни Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) мы говорили: самый достойный — это Абу Бакр, за ним — ’Умар, за ним — ’Усмáн, когда это дошло до Пророка, он этого не отрицал».
Об этом также свидетельствует то, что сподвижники единогласно выбрали его имамом мусульман и присягнули ему как правителю мусульман. А иначе Всевышний не объединил бы их в единогласном принятии неверного решения.
После Абу Бакра следует ’Умар (Да будет Аллах доволен им!), благодаря его достоинствам и благодаря тому, что Абу Бакр рекомендовал его в качестве преемника.
«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, праведными мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники» (Женщины, 69).
«Вот мы заключили завет с пророками, с тобой (Мухаммад), Нýхом, Ибрáхúмом, Мýсой и ’Исой сыном Марьям. Мы заключили с ними суровый договор» (Сонмы, 7).
А в другом аяте Всевышний сказал:
«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нýху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрáхúму, Мýсе и ’Исе». (Совет, 13).
1. Он «Печать пророков», так как Всевышний сказал:
3. Вера раба не будет состоявшейся до тех пор, пока он не уверует в то, что Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!) — Посланник Аллаха. Об этом свидетельствует аят, в котором Всевышний сказал:
«Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место». (Ночное перенесение, 79)
Это место является одним из достоинств Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) в Судный день, подобно таким, как заступничество и другие.
8. Он «обладатель водоема», к которому будут приходить последователи Мухаммада в Судный день, чтобы напиться из него. Это великий водоем, к которому придет множество людей. Что касается остальных водоемов, то мы уже говорили, что у каждого пророка будет свой водоем.
«Вы являетесь лучшей из общин, сотворенной для блага человечества» (Семейство Имрáна, 110). Что касается того, что в другом аяте сказано о сынах Исраиля, что они возвышены над мирами, как об этом сказал Всевышний:
«О сыны Исраиля! Помните о милости, которую Я вам оказал, а также о том что Я возвысил вас над мирами» (Корова, 47), то тут имеется в виду, что их возвысили над всеми, кто жил в те времена, что и они.
Абý Бакр. Ас-Сиддúк (что переводится как « правдивейший»), его имя ’Абдуллáх бин ’Усмáн бин ’Áмир. Он первый, кто уверовал, из мужчин. Он сопровождал Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) в Хиджре и замещал его в молитве и в хадже. Он был его халифом в его общине, с его помощью приняли Ислам пятеро из тех десятерых, которых еще при их жизни Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) обрадовал тем, что они войдут в рай. Это ’Усмáн, Зубайр, Тальха, ’Абдуррахмáн бин ’Авф и Са’ид бин Абу Ваккáс. Абу Бакр скончался в месяц Джумáдаль-Ахира в 13 году хиджры, в возрасте 63 лет.
Эти пятеро вместе с Абý Бакром, ’Али бин Абú Тáлибом и Зайдом бин Хáриса — это те восемь человек, которые первыми из людей приняли Ислам. Об этом сказал Ибну Исхáк, то есть, они первые из мужчин, кто принял Ислам.
И если бы это решение сподвижников было бы ошибочным, то, как мы писали раннее, Всевышний не позволил бы им прийти к единогласному решению.
Затем самым достойным стать правителем мусульман был ’Умар, потому что он был лучшим из них после Абý Бакра, и потому что Абý Бакр поручил ему быть правителем.
Затем ’Усмáн, в соответствии с его достоинствами, и в связи с тем, что его выбрали члены совета (Аш-Шура), упомянутые в стихотворении:
’Али, ’Усмáн, Са’ад, Тальха Зубайр и Зу ’Авф — мужи совета.
Затем ’Али, из за его достоинств и потому что лучшие из тех, кто жил в его времена, единогласно сошлись на его кандидатуре.
Вот они, те, кого называют «праведными правителями мусульман, которых Аллах вел правильным путем» и в отношении которых Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Следуйте моей Сунне, и сунне праведных халифов, ведóмых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками».
Правление ’Умара продолжалось 10 лет, 6 месяцев и 3 дня, начиная с 23 числа месяца Джумáдаль-Áхира 13 года хиджры, и до 26 числа месяца Зуль-Хиджжа (последний месяц лунного календаря) 23 года.
Правление ’Усмáна длилось 12 лет за исключением 12 дней (то есть 11 лет, 11 месяцев и около 18 дней), начиная с 1- го числа месяца Мухаррам, (первый месяц лунного календаря) 24 года хиджры, и до 18 числа месяца Зуль-Хиджжа 35 года хиджры.
Правление ’Али продолжалось 4 года и 9 месяцев, начиная с 19 числа месяца Зуль-Хиджжа 35 года хиджры, по 19 числа месяца Рамазан 40 года хиджры.
Общее правление четырех праведных халифов охватывает 29 лет, 6 месяцев и 4 дня. Затем, в день кончины ’Али, мусульмане дали клятву верности сыну ’Али, аль-Хасану, но в месяц Раби’уль-Авваль 41 года хиджры он передал правление сподвижнику Му’áвию.
Таким образом, мы видим, как сбылось одно из предсказаний Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), содержащиеся в хадисе, где он сказал: «Аль-Хилáфа после меня просуществует тридцать лет».
21- Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!), Посланник Аллаха, последний из пророков и господин посланников. Вера раба Аллаха не будет истинной, пока он не уверует в то, что он Посланник, и не засвидетельствует, что он истинный Пророк. В Судный день не свершится суд над людьми без его заступничества. И никакая община не попадет в рай раньше его общины. В тот день он будет обладателем знамени благодарности Аллаху, обладателем благословенного места и водоема, к которому будут приходить правоверные. Он имам всех пророков, их проповедник и их заступник.
Его община — лучшая из всех общин, а его сподвижники — самые праведные среди сподвижников всех пророков (Да будет мир им!). Самым достойным в общине Мухаммада является Абу Бакр Ас-Сыддик, за ним ’Умар Аль-Фáрýк, за ним ’Усмáн Зун-Нурайн, за ним ’Али Аль-Муртазá (Да будет Аллах доволен ими всеми!). Об этом свидетельствует сообщение, переданное со слов Абдуллаха бин ’Умара (Да будет Аллах ими доволен!), он сказал: «При жизни Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) мы говорили: самый достойный — это Абу Бакр, за ним — ’Умар, за ним — ’Усмáн, когда это дошло до Пророка, он этого не отрицал».
Считается достоверным также сообщение, переданное со слов ’Али, в котором он говорит: «Самым лучшим в этой общине после ее Пророка является Абу Бакр, за ним ’Умар, а если бы я хотел, я назвал бы третьего»[1].
Абуд-Дардá передал со слов Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) что он сказал: «Никогда солнце не восходило и никогда оно не заходило над кем-либо праведнее, после пророков и посланников, чем Абу Бакр»[2].
Он был самым достойным среди всех созданий стать халифом после Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). И это благодаря его благочестию и благодаря тому, что он был первым среди мужчин, кто принял Ислам, а также потому, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) еще при своей жизни выбрал его из всех сподвижников и поручил ему руководить коллективной молитвой.Об этом также свидетельствует то, что сподвижники единогласно выбрали его имамом мусульман и присягнули ему как правителю мусульман. А иначе Всевышний не объединил бы их в единогласном принятии неверного решения.
После Абу Бакра следует ’Умар (Да будет Аллах доволен им!), благодаря его достоинствам и благодаря тому, что Абу Бакр рекомендовал его в качестве преемника.
После ’Умара следует ’Усмáн (Да будет Аллах доволен им!), благодаря его достоинствам и потому, что его выбрали «ахлу-ш-Шýра»[3].
После ’Усмáна, следует ’Али (Да будет доволен им Аллах!), благодаря его достоинствам и благодаря тому, что люди его времени сошлись на его праведности.Они являются праведными халифами и имамами, которых Аллах вел прямым путем, о которых Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Следуйте моей Сунне, и сунне праведных халифов, ведóмых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками»[4].
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «После меня халифат продлится тридцать лет»[5]. Последним халифом, завершившим эти годы, был ’Али (Да будет Аллах доволен им!).
✵✵✵✵✵✵✵✵✵
Комментарии (Шейх Мухаммад бин Сáлих бин Мухаммад аль-’Усеймúн):
- Права Пророка и его сподвижников:
Лучшими из творений пред Аллахом являются посланники, затем пророки[6], затем правдивые мужи, затем павшие мученики за веру, а затем праведники.
О том, что вышеперечисленные являются лучшими из творений, нам поведал Всевышний. Он сказал:«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, праведными мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники» (Женщины, 69).
Лучшими из посланников считаются те, кого называют Улуль-’Азами (т. е. твердые духом)[7]. Их пятеро: Нýх, Ибрáхúм, Мýсá, ’Иса, и Мухаммад (Мир им и благословение Аллаха!).
Всевышний упомянул их в двух аятах, Он сказал:«Вот мы заключили завет с пророками, с тобой (Мухаммад), Нýхом, Ибрáхúмом, Мýсой и ’Исой сыном Марьям. Мы заключили с ними суровый договор» (Сонмы, 7).
А в другом аяте Всевышний сказал:
«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нýху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрáхúму, Мýсе и ’Исе». (Совет, 13).
Лучшим же из них является Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!), так как он сказал: «Я буду господином людей в судный день»[8]. Согласованный хадис.
Также об этом свидетельствует то, что они все молились в Ночь вознесения, стоя за ним, в то время как он руководил молитвой, и это только часть многочисленных доказательств.Затем лучший из посланников — это Ибрáхúм, потому что он отец пророков[9], и потому что его религия — это основа всех религий[10].
Затем лучший из них — это Мýса, потому что он лучший из пророков потомков Исрáúла[11], и шари’ат, который Аллах послал Мýсе, — это основа их законов.
Затем Нýх и ’Иса, невозможно выделить кого-то из них двоих, так как у каждого свои преимущества.- Особенности Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!):
1. Он «Печать пророков», так как Всевышний сказал:
«Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, он только Посланник Аллаха и Печать пророков (последний из Пророков)»[12] (Сонмы, 40).
2. Он «господин посланников», о чем свидетельствуют вышеупомянутые хадисы.3. Вера раба не будет состоявшейся до тех пор, пока он не уверует в то, что Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!) — Посланник Аллаха. Об этом свидетельствует аят, в котором Всевышний сказал:
«Но нет, клянусь твоим Господом, они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей[13] во всем том, что произошло между ними» (Женщины, 65). Другие же пророки посылались к определенным народам: каждый посылался к своему народу.
4. Без его заступничества в Судный день не свершится суд над людьми, доказательством этого были те хадисы, которые мы изучили в главе «Заступничество»5. Его община будет первой, которая войдет в рай, о чем говорит хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Мы последние и первые в Судный день»[14]. Об этом мы также говорили.
6. Обладатель знамени восхваления. Он будет держать это знамя в Судный день, а те, кто восславил Всевышнего, соберутся под этим знаменем. Об этом сказано в хадисе, который передал Абу Са’ид Аль-Худари, где Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Я господин потомков Адама в Судный день ,и я не похваляюсь, в моей руке будет знамя восхваления, и я не похваляюсь, и не будет ни одного пророка в тот день: ни Адама, ни других, — кто бы не был под моим знаменем, и я первый, для кого раскроется земля (могила)»[15].
7. Он обладатель «Достохвального места», тут имеется в виду что он обладатель деяний, за которые его будут хвалить Всевышний и Его творения. Всевышний об этом сказал в суре «Перенесение ночью» (Аль-Исрáа) в аяте 79:«Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место». (Ночное перенесение, 79)
Это место является одним из достоинств Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) в Судный день, подобно таким, как заступничество и другие.
8. Он «обладатель водоема», к которому будут приходить последователи Мухаммада в Судный день, чтобы напиться из него. Это великий водоем, к которому придет множество людей. Что касается остальных водоемов, то мы уже говорили, что у каждого пророка будет свой водоем.
9, 10, 11. Он «Имам всех пророков», «их проповедник» и «их заступник», на что указывает хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда наступит Судный день, я буду Имамом пророков, их проповедником и обладателем заступничества за них, и я не похваляюсь»[16]. Хадис передал Ат-Тирмизи и сказал: хадис хасан.
12. Его община — лучшая из всех общин, что следует из аята, в котором Всевышний сказал:«Вы являетесь лучшей из общин, сотворенной для блага человечества» (Семейство Имрáна, 110). Что касается того, что в другом аяте сказано о сынах Исраиля, что они возвышены над мирами, как об этом сказал Всевышний:
«О сыны Исраиля! Помните о милости, которую Я вам оказал, а также о том что Я возвысил вас над мирами» (Корова, 47), то тут имеется в виду, что их возвысили над всеми, кто жил в те времена, что и они.
- Достоинство сподвижников:
Сподвижники пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!) лучше, чем сподвижники всех остальных пророков, о чем свидетельствует хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Лучшие из людей — это мои сподвижники»[17]. Хадис передал Аль-Бухари и другие.
Лучшие из сподвижников — это «Аль-Мухáджирýн»[18], потому что в них объединены такие качества как Хиджра (переселение) и помощь Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!).
Затем лучшие из сподвижников — это «Аль-Ансáр»[19].
Лучшие из Аль-Мухáджирýн — это четыре праведных халифа: Абу Бакр, ’Умар, ’Усмáн и ’Али (Да будет Аллах доволен ими всеми!).Абý Бакр. Ас-Сиддúк (что переводится как « правдивейший»), его имя ’Абдуллáх бин ’Усмáн бин ’Áмир. Он первый, кто уверовал, из мужчин. Он сопровождал Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) в Хиджре и замещал его в молитве и в хадже. Он был его халифом в его общине, с его помощью приняли Ислам пятеро из тех десятерых, которых еще при их жизни Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) обрадовал тем, что они войдут в рай. Это ’Усмáн, Зубайр, Тальха, ’Абдуррахмáн бин ’Авф и Са’ид бин Абу Ваккáс. Абу Бакр скончался в месяц Джумáдаль-Ахира в 13 году хиджры, в возрасте 63 лет.
Эти пятеро вместе с Абý Бакром, ’Али бин Абú Тáлибом и Зайдом бин Хáриса — это те восемь человек, которые первыми из людей приняли Ислам. Об этом сказал Ибну Исхáк, то есть, они первые из мужчин, кто принял Ислам.
’Умар. Абý Хафс Аль-Фáрук[20], его имя ’Умар бин Аль-Хаттáб. Принял Ислам через шесть лет после начала миссии Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) после того, как около сорока мужчин и одиннадцать женщин приняли Ислам. Его вера стала радостным событием для всех мусульман, и после того как он уверовал, исламский призыв приобрел открытую форму. Абу Бакр оставил его после себя приемником. Он взял на себя всю тяжесть правления Исламским государством и отличался в этом с прекрасной стороны, до тех пор пока не пал шахидом (мучеником за веру) в месяц Зуль-Хиджжа в 23 году хиджры в возрасте 63 лет
’Усмáн. Абý ’Абдиллáх Зуннурейн (что переводится как: обладатель двух светов)[21], его имя ’Усмáн бин ’Аффáн. Он принял Ислам до того, как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) избрал дом своего сподвижника Аль-Аркама центром[22]. Он был богатым и щедрым, он принял правление Исламским государством после кончины ’Умара бин Аль-Хаттáба, после единогласного решения членов совета о его избрании правителем мусульман, и оставался его правителем до того, как стал шахидом в месяц Зуль-Хиджжа в 35 году хиджры в возрасте 90 лет.
’Али. Абý Аль-Хасан, его имя ’Али бин Абý Тáлиб, прозвище его отца Абý Тáлиб, а имя его отца ’Абду Маннáф бин ’Абдуль-Мутталиб. Он первый, кто принял Ислам из юношей, ему было отдано Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!) знамя при битве Хайбар, после чего с помощью Всевышнего мусульмане одержали победу. Он стал правителем мусульман после того, как ему принесли клятву после кончины ’Усмáна. Он правил мусульманами в соответствии с шари’атом до тех пор, пока не стал шахидом в месяц Рамазан, в сороковом году, в возрасте 63 лет.Лучшим из четырех халифов является Абý Бакр, затем ’Умар, затем ’Усмáн и затем ’Али, об этом свидетельствует хадис Ибну ’Умара в котором он говорит: «Мы отдавали предпочтение[23] некоторым из нас во время Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!): мы отдавали предпочтение Абу Бакру, затем ’Умару, а затем ’Усмáну»[24]. Хадис передал Аль-Бухари.
В сборнике хадисов Абу Давуда есть хадис, в котором говорится: «Еще при жизни Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует!) мы говорили, что лучший из общины Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) после него — это Абу Бакр, затем ’Умар, затем ’Усмáн»[25]. Хадис сахих. Также этот хадис передал Ат-Табарáни, но с другими словами, в нем сказано: «Пророк слушал это и не отрицал»[26].
Самым достойным стать правителем мусульман после Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) был Абý Бакр, потому что он был лучшим из них, и первым принял Ислам, и был тем, кто еще при жизни Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) с его позволения руководил молитвой, к тому же сподвижники единогласно сошлись на его кандидатуре и единогласно решили присягнуть ему.И если бы это решение сподвижников было бы ошибочным, то, как мы писали раннее, Всевышний не позволил бы им прийти к единогласному решению.
Затем самым достойным стать правителем мусульман был ’Умар, потому что он был лучшим из них после Абý Бакра, и потому что Абý Бакр поручил ему быть правителем.
Затем ’Усмáн, в соответствии с его достоинствами, и в связи с тем, что его выбрали члены совета (Аш-Шура), упомянутые в стихотворении:
’Али, ’Усмáн, Са’ад, Тальха Зубайр и Зу ’Авф — мужи совета.
Затем ’Али, из за его достоинств и потому что лучшие из тех, кто жил в его времена, единогласно сошлись на его кандидатуре.
Вот они, те, кого называют «праведными правителями мусульман, которых Аллах вел правильным путем» и в отношении которых Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Следуйте моей Сунне, и сунне праведных халифов, ведóмых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками».
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал относительно времени их правления: «Аль-Хилáфа (исламское правление) после меня просуществует тридцать лет»[27]. Хадис передали Ахмад, Абу Давуд, Ат-Тирмизи. Шейх Албани сказал в своей книге «Сахихуль Джáми’а»: санад хадиса сахих.
Автор книги сказал: «Последним халифом, завершившим эти годы, был ’Али»[28], может быть, он посчитал правление сына ’Али, Аль-Хасана, продолжением правления ’Али или, может быть, автор совсем не засчитал его правление, так как он сложил с себя обязанности правителя.
Правление Абý Бакра длилось два года, три месяца и девять ночей, начиная с 13 числа месяца Раби’уль-Авваль 11 года хиджры, и до 22 числа месяца Джумáдаль-Áхира 13 года хиджры.Правление ’Умара продолжалось 10 лет, 6 месяцев и 3 дня, начиная с 23 числа месяца Джумáдаль-Áхира 13 года хиджры, и до 26 числа месяца Зуль-Хиджжа (последний месяц лунного календаря) 23 года.
Правление ’Усмáна длилось 12 лет за исключением 12 дней (то есть 11 лет, 11 месяцев и около 18 дней), начиная с 1- го числа месяца Мухаррам, (первый месяц лунного календаря) 24 года хиджры, и до 18 числа месяца Зуль-Хиджжа 35 года хиджры.
Правление ’Али продолжалось 4 года и 9 месяцев, начиная с 19 числа месяца Зуль-Хиджжа 35 года хиджры, по 19 числа месяца Рамазан 40 года хиджры.
Общее правление четырех праведных халифов охватывает 29 лет, 6 месяцев и 4 дня. Затем, в день кончины ’Али, мусульмане дали клятву верности сыну ’Али, аль-Хасану, но в месяц Раби’уль-Авваль 41 года хиджры он передал правление сподвижнику Му’áвию.
Таким образом, мы видим, как сбылось одно из предсказаний Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), содержащиеся в хадисе, где он сказал: «Аль-Хилáфа после меня просуществует тридцать лет».
Также сбылось и его предсказание, которое относилось к сыну ’Али и внуку Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) Аль-Хасану, про которого он сказал: «Поистине этот мой сын (мой потомок) является господином и может случиться так, что через него Аллах приведет к примирению две большие группы мусульман»[29]. Хадис передал Аль-Бухари.
Источник:«Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд аль-Хáди илá сабили-р-Рашáд» (Вероубеждение, достаточное для следования по правильному пути) Шейх Мухаммад бин Сáлих бин Мухаммад аль-’Усеймúн ат-Тамúми
[2] Хадис слабый. его привел Абу На’úм в книге Аль-Хилья (10/301).
[3] Члены совета, из числа старейших сподвижников Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) которых назначил ’Умар перед своей смертью, для избрания нового халифа.
[4] Хадис сахих, Абу Дауд (4607), Ат-Тирмизи(2678).
[5] Хадис сахих, Ахмад (5/221), Абу Давуд (4646), Ат-Тирмизи (2226).
[6] Разница между пророком и посланником состоит в том, что пророк — это тот, кого Всевышний извещает о чем-либо, а он, в свою очередь, извещает об этом другого, и если вместе с этим его послали к тому, кто противоречит повелению Всевышнего, чтобы он довел до него послание Аллаха, то он посланник. А если же к нему не приходило откровение с новым посланием от Аллаха, и он всего лишь действует согласно предписаниям закона Всевышнего, который ниспослан до него, и не послан донести его кому-либо как новое послание, т. е. как новый Божественный закон, то он пророк. Поэтому каждый посланник считается пророкам, но не наоборот.
[7] Так их назвали, потому что они больше всех перенесли трудностей и проявили стойкость.
[8] Согласованный хадис. Аль-Бухари (4712), Муслим (194).
[9] Потому что все посланники и пророки после него были его потомками.
[10] Шейх Аль-’Усаймин сказал: «и потому что его религия — это основа всех религий», по всей вероятности он имел ввиду, что все посланники и пророки после него были его потомками, будь то потомки его сына Исхака или его сына Исма’ила, поэтому его религия — это основа всех религий, и все религии, будь то иудаизм, христианство или Ислам, почитают Ибрáхúма.
[11] Исрáúл — это пророк Я’акýб (Мир ему!), так пророка Я’акýба назвали на своем языке его сородичи, потому что он очень много поклонялся Аллаху, что и означает это слово.
[12] До Ислама у арабов был обычай усыновлять кого-то, он становился членом семьи и наследником, так же в свое время поступил и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!): он усыновил Зайда бину Хáриса. Но затем Всевышний запретил это, объяснив, что даже если усыновить кого-либо, то он не будет членом семьи и наследником, а останется братом по религии. Позже, когда Зайд бину Хáриса развелся со своей женой, на ней женился Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!), после чего некоторые люди стали говорить, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) женился на женщине, которая была женой его сына (а это, как известно, запрещено Исламом), ответом и стал этот аят, в котором опровергается отцовство такого рода.
[13] То есть пока все люди без исключения во всех своих спорах не станут обращаться к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!) при его жизни и к тому, что он оставил после себя, после его смерти, они не будут считаться верующими. Все это указывает на то, что он послан ко всем людям.
[14] Смотрите сноску 172.
[15] Муслим (2278), Ат-Тирмизи (3148), Ахмад (1/281).
[16] Хадис хасан. Ат-Тирмизи (3613), Ибну Мáджа (4314), Ахмад (5/137).
[17] Согласованный хадис. Аль-Бухари (3650), Муслим (2533).
[18] Те, кто ради своей религии переселились из Мекки, в которой их подвергали невыносимым мучениям, в Аль-Мадину в которой их встретили как братьев.
[19] Те, кто приняли Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников в Аль-Мадине после его переселения, уверовав в него, и оказали ему и его сподвижникам всю возможную помощь, потому их и назвали Аль-Ансáр, что значит «помощники».
[20] Аль-Фáрýк переводится как «разделяющий», так его назвали, потому что его вера стала переломным моментом в установлении Ислама, после чего к Исламу стали призывать открыто.
[21] Так его прозвали, потому что он был женат поочередно на двух дочерях Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!).
[22] То есть центром для своего призыва и встреч с мусульманами, так как открыто заявить о своем решении исповедовать Ислам было крайне опасно для жизни, и поэтому они встречались с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!) тайно. Что касается самого Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), то он призывал к Исламу открыто, не таясь.
[23] То есть, «Мы говорили, что такой-то лучше такого-то».
[24] Аль-Бухари (3655), Абу Давуд (4627).
[25] Хадис сахих. Абу Давуд (4628).
[26] Его привел аль-Хайсами в «аль-Маджама’а» (9/58).
[27] Имеется в виду правление, которое полностью соответствовало Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!).
[28] А не сказал: «Последним халифом завершившим эти годы был Аль-Хасан».
[29] Аль-Бухари (2704). После убийства ’Али, его сын Аль-Хасан был провозглашен в Ираке халифом, но спустя некоторое время он передал Му’авию – который претендовал на место правителя – правление, во избежание кровопролития между мусульманами, тем самым положив конец тому конфликту.
[1] Хадис сахих. Ибну Аби ’Áсим (1235),Ахмад (1/106).
Комментариев нет:
Отправить комментарий